Роман Мирошниченко: «Я предпочитаю джазовый концепт»

0 1

О «Шестом чувстве», признании в Голливуде, популярности в Японии и новых возможностях для музыканта в условиях пандемии — в интервью титулованного фьюжн-гитариста

– Роман, вы записывалиновый альбом «Шестое чувство» (The SixthSense) с апреля по сентябрь 2020 года. А как долго сочинялись композиции?

– Обычно послевыхода каждого альбома я намеренно делаю продолжительную паузу. Для новыхмелодий и аранжировок нужны новые впечатления и новые идеи, иначе начнутсясамоповторы. Так что лучше не частить.

Предыдущийальбом «Восхождение» (Ascension)публика встретила очень хорошо, и на волне успеха сложился концепт следующегоальбома: работа в основном на электрогитарах. Но поиск новых идей не терпитспешки, и достаточного музыкального материала накоплено не было, поэтому японимал, что записывать следующий альбом начну не скоро. А дальнейшие событиявроде бы это подтверждали.

– Вы имеете в видупандемию? Сейчас музыканты хором жалуются. А какое влияние она оказала на вашетворчество?

– Накануневесны меня порадовали Первым призом американского конкурса The International Acoustic Music Awards, и альбом-сборник моихлучших композиций получил номинацию на TheIndependent Music Awards в категории BestCompilation Album. Это вызвало резонанс в СМИ, промоутеры стали делать предложения… Я ужебыло начал собираться в большой гастрольный тур, но тут начался карантин.

Жизньмузыкального сообщества резко переменилась. Но лично для меня новые правилаоткрыли новые возможности. Сперва я получил приглашение к сотрудничеству отКашана Адмани (Kashan Admani) – пакистанского продюсера и владельца студии DreamStation Productions. Для его проекта WeAre One я записал гитарные треки. В записи других партий участвовалипоистине легендарные музыканты: ударные – Саймон Филлипс (Simon Phillips), номинант Grammy;бас-гитара – виртуоз Стю Хэмм (Stu Hamm),игравший с Джо Сатриани (Joe Satriani);перкуссия – Гумби Ортиз (Gumbi Ortiz),участник проектов Эла Ди Меолы (Al Di Meola).

О проектеWe Are One много писала мировая пресса.Музыкальное видео «We Are One» набрало более 1 млн просмотров в соцсетях.  

В апреле мысозвонились с великолепной гитаристкой Дженнифер Баттен (Jennifer Batten), которая много лет выступала с Майклом Джексоном (Michael Jackson). Собирались простопоговорить про тревожную ситуацию в мире, но слово за слово – и решили записатьсовместный сингл.

Я показалнабросок мелодии и риффа. Материал ей очень понравился. Дальше была записьаранжировки под дуэт, в которой участвовали мои давние партнеры по студии исцене, профессионалы высочайшего уровня Валерий Черноок (ударные) и ОлегКанаков (бас-гитара). Наконец, Дженнифер записала свои гитарные партии, ясделал микс – и созданный в изоляции сингл с говорящим названием IsoBoogie вышел в свет.

Релиз оказалсяуспешным, свободного времени из-за отмены выступлений стало намного больше,недостатка в новых идеях уже не было, и все это послужило стимулом для записиследующего альбома. Опыт показал, что нынешняя ситуация – совсем не конецсвета, а внутренний голос сказал, что пора начинать. Главное – не тормозить ине жаловаться, а делать свое дело. Я с головой ушел в работу и стал записывать»Шестое чувство».

– Новые композицииизначально сочинены с прицелом на конкретных участников записи? Или же этоприглашённые музыканты так удачно вписались в структуру ваших композиций?

– Бас-гитарист БанниБрюнель (Bunny Brunel) запомнил меняна выставке NAMM Show в Калифорниинесколько лет назад. Также на него произвели впечатление мои предыдущиеальбомы. Он искал нового гитаристадля фьюжн-проекта CAB и предложил мне сотрудничество. Этотпроект знаменит в музыкальном мире: альбомы CABдважды номинировались на Grammy.А когда запись была готова, я в ответ предложил Банни Брюнелю записать соло длятрека с моего альбома «Шестое чувство» под названием Flying Dragon – в честь космического корабля Илона Маска.

В треке Bodhrán’s Magic мне была необходимаперекличка гитары с виртуозной скрипкой. Для записи я пригласил своего большогодруга Чарли Бишарата (Charlie Bisharat),лауреата Grammy, с которым выступал вКалифорнии в 2010 году. Свою задачу он выполнил просто блестяще.

Недавнокомпозиция «Bodhrán’s Magic» получиланоминацию на Hollywood Music in MediaAwards. Это престижнейшая премия, номинантами и лауреатами которойстановились саундтрекик фильмам «Джокер», «Паразиты», «Человек-паук»,»Семейка  Аддамс», «Форд противФеррари»,

«Зеленаякнига» и такие музыканты, как Ханс Циммер (HansZimmer), Алан Сильвестри (AlanSilvestri), Энни Леннокс (AnnieLennox), Сэм Смит (Sam Smith),Дженнифер Лопес (Jennifer Lopez),Леди Гага (Lady Gaga), группа Earth, Wind & Fire…

Хотелось, чтобы вкомпозиции Moon Over Tanjore передмоим гитарным соло прозвучало продолжительное, виртуозное и в то же времямелодичное соло на бас-гитаре. Я обратился к еще одному давнему другу: никто напланете Земля не смог бы воплотить мою идею лучше, чем Доминик ДиПьяцца (DominiqueDiPiazza).

И еще двадруга помогли усилить ритм-секцию перкуссией – Фрэнк Колон (Frank Colon) и Гумби Ортиз (Gumbi Ortiz) входят в число лучших вмире перкуссионистов, а для списка мировых звезд, с которыми они выступали,здесь не хватит места.

При записимоего альбома новым опытом стало участие Гари Хасбенда  (GaryHusband). Он уникальный мультиинструменталист, в разное время работал свеликими Гари Муром (Gary Moore) иАлланом Холдсвортом (Allan Holdsworth),а сейчас играет на клавишных у Джона Маклафлина (John Mclaughlin).

Гари заставилвсех поволноваться. Он сыграл соло на клавишных и прислал микс. Его работа всемочень понравилась, и я попросил прислать отдельный трек. Но тут выяснилось, чтоиз-за серьезного сбоя компьютера Гари потерял всю информацию. Целый день ончестно пытался восстановить материал, а когда из этого ничего не вышло, в деловключились мы все. В результате общими усилиями удалось изолировать изчернового микса его трек и вернуть в проект. Чистовой микс мы сумели свеститак, что все звучит идеально, будто никаких проблем не было. С гордостью засебя и своих товарищей могу сказать: современные плагины в умелых руках иногдатворят настоящие чудеса.

– Вы не развыступали со Стивом Ваем. Судя по откликам, он внимательно следит за вашимтворчеством. Было ли желание позвать его на запись альбома?

– Стив Вай (Steve Vai) очень тепло отозвался о нашемсингле с Дженнифер Баттен и написал мне: «Эй, Роман! Отличный трек!Восхитительные звучание гитары и фразировка! Действительно классная штука! Радвидеть, что вы, ребята, хорошо используете карантин!»

Я знаю, кактщательно Стив подбирает слова, и всегда благодарен ему за похвалы моей музыке.Конечно же, хотелось бы продолжить наше сотрудничество. Но для Стива у меняесть идея вне контекста альбома – записать сингл-трибьют Фрэнку Заппе (Frank Zappa). Поэтому ради «Шестого чувства» я не стал его беспокоить.

– Кроме восьми собственных композиций, вы включили в альбом «Шестое чувство» сочинения другихавторов – Planar и Moon Over Tanjore. Почему вы выбрали этипьесы для своего альбома?

– Автор композиции «Planar» – Даниэль Фигуэйредо (Daniel Figueiredo), дважды лауреат Latin Grammy и мой сопродюсер по альбому2013 года «Surreal». Он замечательныйкомпозитор, аранжировщик, музыкальный продюсер и звукорежиссёр.

Назаключительном этапе работы над «Шестым чувством» я показал ему материал.Даниэль, в свою очередь, прислал несколько своих новых произведений с камерныморкестром. Пьеса Planar понравиласьмне настолько, что мы создали обновленную аранжировку. Удачное сочетаниеакустической и электрогитары на фоне звучания камерного оркестра добавило новыхкрасок в общую палитру альбома. Получился действительно роскошный саунд.

Пьесу «Moon Over Tanjore» для трех гитарнаписал Хенрик Андерсен (Henrik Andersen).Ее акустическая версия вошла в один из прошлых моих проектов «World Of Guitar Trio» и была удостоенаамериканской премии The Independent MusicAwards 2016 года в категории BestWorld Traditional Song.

С тех пор мнехотелось раскрыть огромный потенциал этой пьесы, сделав электрическую версию.Это удалось в «Шестом чувстве», и Хенрик пришел в восторг.

– В заглавнойкомпозиции The Sixth Sense звучитэмоциональный вокализ. Как вы пришли к этой идее? Где отыскали певца?

– В2017 году я выступал с бас-гитаристкой Джули Слик (Julie Slick) из Adrian BelewPower Trio и выдающимся шведским барабанщиком Морганом Огреном (Morgan Ågren), известным по работе уФрэнка Заппы.

В одном изномеров специальным гостем был Мэтт Лоран (MattLaurent) – знаменитыйисполнитель  главной   роливо   всемирно  известном мюзикле «Собор ПарижскойБогоматери» (Notre Dame de Paris).Кроме того, Мэтт популярен в Штатах и Канаде благодаря альбому Lucky Uke, составленному из  кавер-версий рок-хитовпод аккомпанемент   исключительно укуле́ле – маленькой четырехструнной гитары.Говорят,  Мэтту дажезвонил Джеймс Хетфилд(James Hetfield) из «Металлики» (Metallica), чтобы лично поблагодарить за «Nothing Else Matters», настолькомузыкантов группы впечатлил кавер в его исполнении.

Мэтт – оченьсильный вокалист и просто отличный парень. Мы сразу с ним поладили, с первойрепетиции. Он большой фанат гитары и сам может достаточно прилично играть.Диалог у нас был такой:

—  Эй, Мэтт! Хочешь спеть в моем новомальбоме?

—  Конечно, черт возьми! Этоогромная честь для меня!

—  Здорово, ноальбом инструментальный, и есть идея записать бэк-вокал в одной из вещей.

Чтобы задача былапонятнее, я напомнил про знаменитый хит Гари Мура «The Loner», где мелодия гитары сопровождается вокалом на заднемплане. Мэтту идея понравилась; он спел очень органично и очень красиво.

Нельзя неупомянуть ещё двоих участников записи заглавного трека с альбома «Шестоечувство». Первый – Пол Вертико (PaulWertico), семикратный лауреат Grammy,который много лет играл на ударных с Пэтом Метини (Pat Metheny). У меня он предстал в необычной роли перкуссиониста.Второй – Луис Алисия (Luis Alicea), участник электрических проектов Эла ДиМеолы, он записал партию ударных.

– Как вы записываете свои гитарные соло?Сколько на это уходит дублей?

– Я предпочитаюджазовый концепт, поэтому стараюсь записывать соло с развитием и драматургией влучших традициях джазовой импровизации.

Есть категориягитаристов, которые монтируют соло из фрагментов, иногда чуть ли не по такту. Япредпочитаю играть на кураже без остановок, от начала до конца. Благодаря этомусоло получается не рафинированное: в нем слышны драйв, естественная логика иэмоции, а не один только холодный расчёт.

На такую записьможет уйти продолжительное время, но не сотни дублей, которые забивают жесткийдиск компьютера до отказа. Всему есть предел, и надо не терятьздравого смысла. Работая в студии, я частенько напоминаю себе и своим коллегам,что лучшее – враг хорошего.

– Вы самостоятельнопродюсируете свои записи. Альбом «Шестое чувство» действительно хорошо звучит.Что для вас труднее: сочинить музыку или превратить ее в аудиотрек?

– Думаю, альбомзвучал бы хуже без опыта предыдущих записей – как сольных, так и сессионных. Вкаждой новой работе я стараюсь использовать этот опыт с максимальным КПД.

По винекоронавируса, или, быть может, благодаря ему я был вынужден самостоятельносводить альбом. «Шестое чувство» стало моим полноценным дебютом в качествезвукорежиссера. И здесь тоже пригодилась помощь друзей.

Кроме ужеупомянутого Даниэля Фигуэйредо, меня консультировал Барри Рудольф (Barry Rudolph) – легенда звукозаписи,сотрудничавший с Родом Стюартом (RodStewart), Миком Джаггером (MickJagger), Стэнли Кларком (StanleyClark) и другими суперзвездами.

Очень большойвклад в сведение записей внесли Валерий Черноок с Олегом Канаковым. Благодарянашему сверхчуткому слуху и обоюдным ценным советам удалось устранить многиеошибки в миксе. Так, в пять пар ушей, вместе с зарубежными коллегами мы иосуществляли контроль.

Мастеринг ядоверил бразильцу Эдуардо Кусдре (EduardoKusdra). Он прекрасно отмастерил прошлый альбом и был единственнымкандидатом на эту роль.

Сочинениемузыки и продакшн – процессы непростые, и каждый по-своему прекрасен. Для меняочень важно получать удовольствие от погружения в музыку с головой. По-моему,если музыканту приходится заставлять себя работать, если творчество ему втягость – значит, с музыкантом что-то не так.

– Когда и где вы планируетепредставить «Шестое чувство» вживую?

– По известнымпричинам сейчас трудно делать прогнозы, и я ничего не загадываю. Но, как толькообстановка нормализуется, презентация нового альбома не заставит себя ждать.

– Тем не менее концертная жизнь происходит, пусть и с ограничением по заполнению заловзрителями. К сожалению, за время бездействия многие классические музыканты, ирокеры, и джазмены ощутимо растеряли форму. На концертах слышно, что материал»не в пальцах», есть проблемы с драйвом… А вы свою исполнительскую формуподдерживаете. Как вам это удается?

– Рецептпростой: надо не ныть, а работать. В моих выступлениях был такой же долгийперерыв, как и у всех коллег. Но я каждый день записывал музыку для новогоальбома, поэтому изоляция не могла повлиять на мою технику и прочие навыки. А всентябре мы с Валерием Чернооком и Олегом Канаковым много репетировали дляпрезентации нового проекта «My Best Songs» всопровождении потрясающего симфонического оркестра «Русская филармония», ипозднее успешно представили масштабное шоу на фестивале «Мир гитары».

В октябре явыступал с пианистом Даниилом Крамером. Чтобы достойно выглядеть в таком дуэте,тоже нужна хорошая форма. Сохранить ее позволили опыт и непрерывная работа встудии с разными гитарами. Так что ни на репетициях, ни на сцене я не испытываюдискомфорта или неловкости от последствий продолжительного перерыва вконцертах.

Кстати, яуверен, что гитаристу для поддержания исполнительского мастерства на должномуровне очень важно владеть акустической гитарой. Калибр струн 0.12 и достойнаявысота струн над грифом сразу выдают не мальчика, но мужа.

– Вы руководитемеждународными проектами фестиваля «Мир гитары», который ежегодно проводится вКалуге. Каким будет фестиваль в 2021 году? Или об этом говорить еще рано?

Есть надежда, чток будущей весне пандемия пойдет на спад. Поэтому XXIV международный фестиваль»Мир гитары» намечен на конец мая 2021 года. Мы с художественным руководителемфестиваля Олегом Акимовым традиционно постараемся, чтобы программа была насыщенной.

Я выступлю всоставе проекта CAB, о котором ужеупоминал. Один из дней фестиваля будет посвящен 100-летию великого АстораПьяццоллы (Astor Piazzolla).Постараюсь снова организовать выступление с его внуком – великолепным ударникомДаниэлем Пьяццоллой (Daniel Piazzolla).Есть хорошие шансы на то, что к нам присоединится Марти Фридман (Marty Friedman) из группы Megadeth – тоже большой поклонник»короля танго».

Думаю, поклонникиФридмана знают, что он переехал из США в Японию и делает там неплохую карьеру.Вообще виртуозы у японцев в поч-те, я лично в этом убедился. Мой новый альбом»Шестое чувство» вызвал большой интерес в Стране восходящего солнца. Так что наднях, вслед за мировым релизом на платформах iTunes и Bandcamp,стартует широкая дистрибуция специального тиража компакт-дисков The Sixth Sense по всей Японии.

Жизнь продолжается, несмотря на пандемию!  

Источник: ytro.ru

Оставьте ответ